АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Смольный хочет изменить систему госзаказа

Чтобы избежать ежегодных споров в ФАС с недовольными заказчиками, Смольный начнет заключать договоры сроком от 3-х лет. Также власти начнут подписывать контракты жизненного цикла и возложат на банки ответственность при банкротстве подрядчиков, пишет «Деловой Петербург».

В Смольном готовят проект постановления правительства, которое изменит систему госзаказа в Санкт-Петербурге. Над документом работают в профильном комитете с расчетом, что он будет принят до конца года.

В комитете предлагают несколько изменений. Во-первых, перейти на заключение некоторых договоров сроком от 3-х лет, вместо того, чтобы проводить конкурсы каждый год. «Сейчас мы закупаем ежегодно услуги по строительству дорог, по капремонту, в связи с чем вынуждены каждый год проводить аналогичные конкурсы, что снижает эффективность расходования бюджета, работы заказчиков и комитета», — считает председатель комитета по госзаказу Дмитрий Сачков.

Контракты, которые действуют 3 года, конечно, существуют и сейчас, но касаются они строительства только крупных объектов. Сейчас власти, видимо, хотят обезопасить себя от ежегодных исков, которые в последнее время активно подают антимонопольные службы (ФАС и УФАС).

«Проведение конкурсов, например, на ремонт дорог занимает месяцы подготовки, потом происходят оспаривания, жалобы, и сезон работ заканчивается. И каждый год повторяется эта тяжелая и изнурительная процедура. Я за то, чтобы такие контракты заключались на несколько лет. Это означает на 3 года стабильную загрузку для предприятия и лучшее планирование для городских финансов», — рассуждает президент ГК «АБЗ-1» Владимир Калинин.

Правда, при выборе подрядчика сразу на несколько лет обостряется риск при его возможном банкротстве, которые в последние время участились. Для того, чтобы обезопасить себя и здесь, в комитете по госзаказу предлагают перейти от простых банковских гарантий к банковскому сопровождению. «Банковское сопровождение позволит переложить ответственность за риски на финансистов, которые будут профессионально осуществлять мониторинг финансово-хозяйственной деятельности исполнителя, следить за его платежеспособностью, а также за исполнением контракта. Банк определяет финансовое состояние предприятия и может своевременно сигнализировать заказчику об ухудшениях», — говорит Дмитрий Сачков.

Банки в состоянии привлечь специалистов и провести мониторинг, но это несет и дополнительные расходы, отмечает заместитель генерального директора по экономике ЗАО «СМУ-303» Дмитрий Кудрин. «Стоимость банковского сопровождения – около 1% от стоимости контракта. Вопрос в том будет ли заказчик эти расходы компенсировать или они лягут на подрядчиков, которые и так сейчас находятся в сложном положении. Намерение, чтобы кто-то еще контролировал ситуацию – благое, но, если честно, не понятно в чем тогда состоит функция самого комитета. Может быть, они хотят часть решений переложить на банки, потому что сами не в состоянии администрировать процесс, понимать, что нужно, что не нужно, потому что не всегда решения принимаются в пользу подрядчика. И из-за таких решений добросовестные компании иногда вынуждены идти по пути банкротства», — говорит Дмитрий Кудрин.

Еще одна мера, которую предлагают в комитете – заключение в рамках долгосрочных договоров контрактов жизненного цикла (КЖЦ), где будет оговариваться и покупка, и содержание, и, если нужно, утилизация товаров. «Заказчик, заключая КЖЦ , получает, помимо проектирования и строительства, еще и услуги по сопровождению, обслуживанию, текущему ремонту предметов закупки, что значительно упрощает жизнь всем участникам закупки», — поясняет Дмитрий Сачков. По его словам, эта схема особенно актуальна для закупок подвижного состава и электротранспорта, для строительства дорог и в жилищно-коммунальной сфере.

Данная схема – разновидность государственно-частного партнерства. Ее основное отличие от концессии, где компания берет объект в управление, состоит в том, что подрядчик не получает деньги от эксплуатации объекта (например, от потока машин по платной дорогие). В случае КЖЦ, это скорее договор с платежом в рассрочку, то есть если контракт выполняется, подрядчик в любом случае будет получать от заказчика платежи.

В принципе, контракты жизненного цикла можно заключать в России еще с 2012 года, этот механизм прописан в 44-ФЗ, но на региональном уровне их применение не регулировалось. Хотя несколько лет назад по схеме КЖЦ в Петербурге хотели вести ремонт набережных Обводного канала, но так механизм и не применили. При федеральном госзаказе контракты жизненного цикла используются, например, при строительстве участков трассы М-11 Петербург-Москва. А с января 2014 года действует постановление правительства РФ, которое закрепило право заключать КЖЦ для проектирования и строительства дорог, инфраструктуры портов, строительства аэродромов, объектов ЖКХ, а также метрополитена и ж/д транспорта.